Суммарные затраты на разработку и производство беспилотного грузовика составят 17-18 миллиардов рублей, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на корпоративную газету КамАЗа.
Разработки ведутся по трем направлениям: помощник водителя SmartPilot, дистанционное управление AirPilot и полностью беспилотный автомобиль RoboPilot.
Напомним, программу для RoboPilot создает компания Cognitive Technologies. В отличие от зарубежных аналогов отечественный автопилот ориентирован на работу в условиях плохой видимости и при отсутствии дорожной разметки. Информацию грузовик будет получать от видеокамер.
— Система сможет контролировать дорожную обстановку, считывать знаки, сигналы светофора, опознавать других участников движения, пешеходов, объезжать любые препятствия — в том числе выскочивших на дорогу собак. Поскольку грузовик будет ездить со скоростью 80-90 километров в час, на реакцию отводится не более 0,3 секунды, — рассказал руководитель проекта по созданию систем машинного зрения Олег Славин.
Планируется, что беспилотный грузовик сможет двигаться по заложенному в память компьютера маршруту либо самостоятельно прокладывать путь по заданным координатам. Первые испытания прототипа КамАЗа c RoboPilot пройдут в июле на закрытом полигоне в Москве.
SmartPilot сможет помочь водителю — например, затормозит грузовик в экстренной ситуации или обеспечит адаптивный круиз-контроль, поддерживая скорость движения в зависимости от идущего впереди транспорта. AirPilot — это дистанционное управление автомобилем. Такая функция пригодится, скажем, МЧС для работы в аварийных ситуациях и на промышленных объектах — например, в карьерах.
Помимо Cognitive Technologies, в проекте участвуют «ВИСТ Групп», отвечающая за аппаратную часть комплекса: камеры, системы искусственного интеллекта, навигации и связи, — и научно-технический центр КамАЗа. В его задачу входит оснащение грузовика электронными органами управления.
— Умные помощники SmartPilot реализуемы в течение двух-четырех лет, дистанционное управление AirPilot — в течение пяти лет, автономное RoboPilot — в течение 10 лет. Но внедрению таких машин пока мешает законодательство. Появление на наших дорогах машин без водителя сейчас запрещено, а значит потребуется внести поправки в законы. В любом случае, машины-роботы будут выпущены на дороги только после многолетних тестов. К 2025-2027 годам, думаю, мы сможем создать беспилотник для выпуска на дороги общего пользования, который будет иметь степень безопасности большую, чем машина с водителем, — рассказал главный конструктор по инновационным продуктам научно-технического центра КамАЗа Сергей Назаренко.
По его словам, прототип может стоить на порядок дороже серийных образцов. Перед НТЦ стоит задача, чтобы после запуска в массовое производство беспилотный грузовик стоил не более чем вдвое дороже рядового КамАЗа. «Это будет грузовик с обычной кабиной, в которой разместится большой высокопроизводительный компьютер. Со временем развитие проекта, возможно, приведет к исчезновению кабины», — заметил Назаренко.
Беспилотные грузовики разрабатывают многие автопроизводители. Daimler планирует выпустить большегруз без водителя к 2025 году, Volvo — к 2020. При этом отдельные элементы программы: автоматическая езда по шоссе или в колонне, — могут быть реализованы уже через несколько лет.