Правительство России утвердило правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора.
Сбор будет введен в нашей стране с 1 сентября. Соответствующее постановление опубликовано в «Российской газете». Документ был подготовлен Минпромторгом, но от первоначального варианта отличается ставками.
Итак, одним из наиболее важных пунктов документа является то, что все автомобили, которые получили ПТС до 1 сентября, сбором не облагаются. Так что при дальнейшей перепродаже новые владельцы могут спокойно ездить на них. Утилизация таких машин будет осуществляться за счет последних собственников.
Все остальные автомобили подпадают под действие закона. Взимать сбор будет Федеральная таможенная служба (ФТС), которая выдает ПТС на импортированные автомобили. Сбором будут облагаться как новые, так и подержанные машин разных классов: легковые, коммерческие, грузовые и автобусы. Если автомобиль выпущен на территории страны, у его производителя есть два выхода: гарантировать безопасную утилизацию этой машины в будущем или заплатить сбор в ФТС.
При введении утилизационного сбора будет сформировано несколько перечней. Во-первых, реестр организаций-изготовителей автомобилей, принявших обязательство обеспечить в будущем безопасное обращение с такими отходами, то есть предприятий, гарантировавших утилизацию. Его будет вести Минпромторг и обновлять каждый год. То есть компании из этого списка каждый год должны подтверждать свое право на присутствие в реестре. Для его первичного формирования компании должны подать заявки в министерство до 1 октября 2012 года. Если до 31 октября компания не подаст заявку, ей придется оплачивать сбор деньгами.
Попав в реестр, компания-производитель берет на себя некоторые обязательства. Например, организовать за свой счет на территории каждого субъекта Российской Федерации и в каждом поселении, городском округе с численностью населения 500 тысяч человек и более (или на расстоянии не более 50 километров от границ поселения, городского округа) пункты приема и доставку автохлама. Перечень поселений и городских округов с численностью населения 500 тысяч человек и более отвечает также Минпромторг. Эти списки открытые для публики.
Второй перечень – реестр транспортных средств, в отношении которых утилизация гарантирована, а не оплачена. Вот его будет вести МВД на основании предоставленных Минпромторгом сведений.
Для простых автовладельцев введение утилизационного сбора грозит вероятным подорожанием автомобилей, в первую очередь, иномарок. Во вторых, у некоторых могут возникнуть проблемы при регистрации свежекупленной машины, если ПТС на нее был выдан после 1 сентября. Например, если в таком ПТС отметки о сборе нет, в регистрации откажут. Если есть отметка о гарантии последующей утилизации, но организация, которая ее поставила, исключена из соответствующего реестра Минпромторга, ГИБДД также откажет в постановке на учет. Чтобы не попасть в неприятное положение, рекомендуется тщательней проверять документы при покупке машины, особенно с рук.