В 2015 году многие потребители предпочтут подержанный автомобиль новому.
В конце 2014 года вторичный авторынок снижался вместе с уменьшением кредитоспособности россиян, однако в декабре ослабление рубля спровоцировало резкое увеличение продаж автомобилей с пробегом и, как следствие, — скачок цен на них. Россияне, граждане Белоруссии и Казахстана активно скупали пока еще доступные машины. На трехлетние машины цены взлетели больше, чем на пятилетние (эти два срока — наиболее типичные для перепродажи) — вплоть до 46% по отношению к ноябрю. Это следует из исследования крупнейшего в Рунете сервиса частных объявлений Avito, проведенного для «Известий». Правда, отдельные модели из трех десятков, по которым были проанализированы данные, были вне тренда — цены на Jaguar XJ, Mercedes-Benz E-class, Renault Duster, ВАЗ-2110 в декабре даже снизились. В 2015 году многие предпочтут подержанный автомобиль новому, прогнозируют эксперты.
В рамках исследования изучены цены с августа, когда началось поступательное снижение рубля, до 24 декабря 2014 года. Для репрезентативности выборки определены самые продаваемые машины вторичного рынка (по данным аналитического агентства «Автостат»), а также популярные кроссоверы и седаны премиум-сегмента. По трехлетним автомобилям описываемые ценовые тенденции оказывались сильнее, поскольку на них выше спрос, пятилетки в целом повторяют динамику, но в значительно меньшей степени.
Так, в августе–ноябре 2014 года практически по всем моделям шло постепенное снижение цены. Среди трехлетних машин «минусом» за этот период отметились Chevrolet Niva (–3%) Daewoo Matiz (–1%), Nexia (–1%), Ford Focus (–3%), Jaguar XJ (–6%), Mercedes-Benz E-class (–1%), Mitsubishi Lancer (–2%), Nissan Qashqai (–1%), Nissan X-Trail (–4%), Opel Astra (–2%), Renault Logan (–2%), Toyota Corolla (–2%) и Camry (–1%), Volkswagen Tiguan (–1%), ВАЗ-2107 (–6%), ВАЗ-2114 Samara (–3%), Lada Priora (–3%).
Впрочем, эта тенденция касалась не всех популярных трехлетних моделей: к примеру, за август–ноябрь цены увеличились на Audi A6 (+2%), BMW 5-series (+2%), Lexus ES (+12%), Renault Duster (+12%), Lada 4×4 (+3%).
Продавцы автомобилей с пробегом отмечают, что судорожный спрос отчасти начался еще в ноябре, когда проявились первые признаки девальвации. Однако настоящий взлет цен произошел в декабре — после того как рубль достиг максимального падения (60,68 рубля за $1 по курсу ЦБ РФ на 15 декабря). Тогда эмоции потребителей целиком обернулись на покупки.
Спрос и снижение долларовых ценников вынудили повышать цены как частников, так и профессиональных продавцов вторички. За декабрь (по отношению к ноябрю) подскочили цены на Audi A6 (+6,6%), BMW 5-series (+14%), Chevrolet Niva (+3%), Daewoo Matiz (+6,5%), Nexia (10,8%), Ford Focus (+8%), Hyundai ix35 (+18,6%), Mitsubishi Lancer (+10,7%), Nissan Qashqai (+11,8%) и X-Trail (+13,6%), Opel Astra (+13,5%), Renault Logan (+8,4%), Toyota Camry (+20,5%) и Corolla (+14,2%), Volkswagen Passat (+3,4%) и Tiguan (+8,7%), ВАЗ-2107 (+5,7%), ВА3-2114 Samara (+4%), Lada 4×4 (+0,7%) и Priora (+9%). Максимальные денежные ожидания были зафиксированы у продавцов автомобиля Lexus ES, за среднестатистический седан 2011 года они просили 1,66 млн рублей (+46,4%).
В то же время некоторые машины оказались менее востребованы, что заставило продавцов снизить на них ценники даже в момент всеобщего бума. Среди декабрьских неудачников Jaguar XJ (–20% к ноябрю), Mercedes-Benz E-class (–11%), Renault Duster (–4,7%), ВАЗ-2110 (–15,3%). Также не удалось заработать побольше продавцам пятилетних автомобилей, в некоторых случаях цены на их машины росли медленно либо вовсе падали. К примеру, среди машин 2009 года выпуска отрицательную динамику показал ценник Renault Logan (–13%), Lexus ES (–16%), Hyundai ix35 (–4,3%), Daewoo Nexia (–4,6%), Audi A6 (–5,3%).