В ближайшее воскресенье в Мельбурне состоится первая гонка 63-го по счету сезона Формулы-1. Мы решил еще раз взглянуть на его участников. И поподробнее рассказать о каждой команде в отдельности.
Red Bull
Ныне чемпионская команда Red Bull Racing была основана в 2004 году на базе бывшего коллектива Jaguar – основатель торговой марки Red Bull Дитрих Матешиц выкупил команду за один доллар. В 2006 году в команду пришел Эдриан Ньюи – именно с ним принято связывать последовавший в конце первого десятилетия 21 века взлет «Быков». В 2009 году Red Bull заработала первый поул и выиграла первую гонку, но уступила Дженсону Баттону и команде Brawn GP. Но затем команда, возглавляемая Кристианом Хорнером, собрала все титулы в 2010 и 2011 году.
RB8
Новый автомобиль, по признанию Эдриана Ньюи – это правнук RB5, первой машины Red Bull Racing, победившей в гонке. В его родословной – два титула, а значит он в любом случае будет быстр. Лишь к надежности есть вопросы: на тестах инженеры помучились с выхлопной системой – последний вариант был опробован за пару дней до окончания испытаний, и удачными эти пробы не назовешь. В самый последний день Себастьян Феттель проехал всего пару десятков кругов.
2011 год
12 побед, 18 поулов, подиумы во всех гонках, кроме одной. У австрийской команды по итогам чемпионата вновь два титула: как в личном так и в командном зачетах. Но теперь, в отличие от сезона 2010 года, добыты они были без надрыва.
Пилоты
Себастьян Феттель молод, быстр и стабилен. Единственное, чего мы не знаем – насколько хорош будет Феттель, когда в его распоряжении вдруг окажется не самый лучший автомобиль чемпионата. Марк Уэббер в прошлом году не сразу научился работать с шинами Pirelli и в итоге с треском проиграл внутрикомандную дуэль. Под конец чемпионата австралиец заявил, что во всем разобрался и теперь готов бросить Феттелю вызов. Но верится в это с трудом.
Цели
Дитрих Матешиц считает, что выиграв оба титула в третий раз подряд, команда получит право называться «великой». Вот, собственно, главная цель на сезон.
McLaren
Основанная гонщиком Брюсом Маклареном команда выступает в Формуле-1 с 1966 года. Новозеландец принес McLaren ее первую победу, но наиболее значимых успехов в своей истории конюшня добилась уже после его гибели. Первый титул команде добыл Эмерсон Фиттипальди в 1974 году. С тех пор пилоты выиграли для McLaren еще семь Кубков конструкторов и 11 раз становились обладателями личных титулов – последний из них в 2008 году заработал Льюис Хэмилтон.
MP4-27
Новый автомобиль внешне слишком сильно отличается от своих конкурентов. Но прямой нос, судя по всему, не мешает MP4-27 ехать быстро. И пилоты полны оптимизма – в отличие от прошлого сезона, тесты для команды прошли успешно. Пока складывается ощущение, что если кто и способен догнать Red Bull Racing, то в первую очередь парни из Уокинга.
2011 год
McLaren – единственная команда, помимо Red Bull Racing, оба пилота которой выигрывали в прошлом сезоне гонки. Тем не менее, о титулах в 2011 году в Уокинге перестали думать еще весной – рывок Феттеля в начале сезона не оставил шансов на чемпионство ни Дженсону Баттону, ни Льюису Хэмилтону, ни самой McLaren в Кубке конструкторов. Ближе к осени британцы почти сравнялись с Red Bull по скорости, но было поздно.
Пилоты
Идеальный пилот Формулы-1 должен быть быстр как Льюис Хэмилтон и умен и стабилен как Дженсон Баттон. Пару пилотов McLaren называют лучшей в чемпионате, но каждому из них есть чему поучиться друг у друга.
Цели
Последний пока Кубок конструкторов McLaren выиграла в 1998 году – более чем странно, потому что почти в каждом сезоне в течение этих 15 лет пилоты конюшни участвовали в борьбе за личный титул. Но факт остается фактом и с этим надо что-то делать. Прямо сейчас.
Ferrari
Ferrari – единственная команда, принимавшая участие во всех чемпионатах мира, начиная с 1950 года. В командном зачете «красные» побеждали 15 раз, еще 14 личных титулов завоевали пилоты Ferrari. Наиболее яркий период в истории команды пришелся на начало 21 века – ведомая Жаном Тодтом и Михаэлем Шумахером Scuderia доминировала в первенстве на протяжении пяти лет, выиграв в период с 2000 по 2004 годы все титулы. Последний на данный момент Кубок конструкторов Ferrari взяла в 2008 году, а последний личный титул завоевал Кими Райкконен годом раньше.
F2012
Более неудачную зиму для Ferrari представить сложно: F2012 уродилась некрасивой и медленной. К началу марта новый технический директор команды Пэт Фрай признал, что в первых гонках пилоты вряд ли смогут бороться за подумы – столь неудачными оказались результаты тестов. К старту чемпионата F2012 подвергнется серьезной доработке, но поможет ли это итальянцам догнать McLaren и Red Bull?
2011 год
В прошлом году Ferrari одержала всего одну победу, да и то во много благодаря неразберихе с изменениями правил в дни проведения Гран-при Великобритании. История слишком запутана, чтобы пересказывать ее еще раз – в любом случае, в «нормальных» условиях пилоты «Скудерии» гонок не выигрывали, а Фелипе Масса вообще ни разу не поднялся на подиум. Но на третье место в чемпионате Ferrari наработала.
Пилоты
На Фернандо Алонсо всегда можно положиться. Если испанец не сможет выигрывать – значит, F2012 на это просто не способна. Фелипе Масса в этом году будет бороться не за очки, подиумы или победы, а за свою карьеру. Еще один провальный сезон на фоне Алонсо, и бразильца уволят.
Цели
С одной стороны, Ferrari обязана всегда бороться только за титулы. Но с другой, не слишком удачная зима может заставить итальянцев чуть поумерить аппетиты.
Mercedes AMG
Команда Mercedes GP была основана в 2010 году на базе чемпионского коллектива Brawn GP – конюшни, просуществовавшей лишь сезон. До этого команда принадлежала концерну Honda, но с наступлением экономического кризиса японцы отказались от программы в Ф-1. В наследство Россу Брауну, за бесценок выкупившему конюшню, достался разработанный на деньги Honda быстрый автомобиль. С его помощью коллектив уже под новым именем выиграл оба титула. Браун без труда нашел покупателя на свой успешный проект, но Mercedes-Benz, инвестировав в проект много миллионов евро, за два года не добился и десятой доли того, чего добилась за один Brawn GP.
W03
Новый автомобиль был представлен позже основных конкурентов – перед началом второй серии тестов, во второй половине февраля. По сравнению с конкурентами, у команды было чуть больше времени на разработку машины, но меньше на ее обкатку. Впрочем, в ходе тестов новый Mercedes W03 практически не ломался, и проехал немало километров, поэтому потеря четырех тестовых дней сказаться не должна.
2011 год
Никакого прогресса. Это в 2010 году у Mercedes была пара подиумов, а в прошлом сезоне – ни одного. Команда осталась четвертой в Кубке конструкторов, уверенно обойдя Lotus Renault GP, но ничуть не побеспокоив при этом первую тройку.
Пилоты
Нико Росберг давно ходит в «подающих надежды», однако предстоящий чемпионат станет для немца уже седьмым в Формуле-1. У него и его команды схожие проблемы – ни у Mercedes, ни у Нико пока нет побед. Михаэль Шумахер все чаще напоминает себя на пике своей карьеры. Поговаривают, что в «Мерседесе» готовы даже продлить с 43-летним немцем контракт еще на пару сезонов. Но чтобы по-настоящему оценить уровень Шуми ему нужно дать быстрый автомобиль.
Цели
Приобретая два года назад очень успешную команду Brawn GP, концерн Daimler наверняка рассчитывал сразу побороться за титулы, но за два сезона Mercedes GP не разжилась ни единой победой. Добыть первое место – вот главная задача команды на ближайшие девять месяцев. О чем-то большем в Брэкли пока вряд ли мечтают.
Lotus
К легендарной команде Lotus Колина Чэпмена нынешний «Лотус» отношения почти не имеет. Еще в прошлом году она официально называлась Renault, а прошедшей зимой, благодаря инвестициям со стороны Group Lotus, была переименована. Вообще, в своей истории команда сменила уже четыре называния – ранее она была известна как Toleman и Benetton. На протяжении 20 лет коллектив базируется в Энстоуне, периодически меняя владельцев. Сейчас команда принадлежит инвестиционному фонду Genii Capital Жерара Лопеса и Эрика Люкса. Примерно раз в десять лет конюшня из Энстоуна дуплетами побеждает в чемпионате. В 1994 и 1995 годах под именем Benetton она выигрывала с Михаэлем Шумахером, в 2005 и 2006 годах уже как Renault – с Фернандо Алонсо. А значит, у «Лотуса» есть в запасе еще 3-4 года.
E20
Новая машина Lotus – эволюция прошлогодней Renault R31. Внешне машины отличаются несильно, однако судя по результатам тестов, конюшня сделала ощутимый шаг вперед. Но и без неприятностей не обошлось: Lotus вынуждена была покинуть вторую серию тестов в Барселоне из-за конструктивных просчетов, допущенных при разработке шасси. Но затем, на финальных испытаниях в начале марта, именно Роман Грожан и Кими Райкконен задавали темп остальным.
2011 год
Начав сезон за здравие, Renault закончила его за упокой. Два подиума в двух первых гонках принесли конюшне почти половину заработанных за весь год очков – в конце сезона коллектив Жерера Лопеса и Эрика Булье едва унес ноги от Force India в борьбе за пятое место.
Пилоты
Ни Райкконен, ни Грожан не выступали в Формуле-1 с конца 2009 года. Это минус. Но финн – чемпион мира, а француз – действующий победитель первенства GP2. Это плюс.
Цели
Руководитель команды Эрик Булье хочет, чтобы пилоты регулярно боролись за места на подиуме, и чтобы Lotus закрепилась в пятерке лучших команд. Жерар Лопес в свою очередь отметил, что еще одним пятым местом он доволен уже не будет.
Force India
Индийский миллиардер Виджай Маллья обзавелся собственной конюшней Ф-1 сравнительно недавно – в 2007 году. Изначально эта команда была основана Эдди Джорданом и под именем Jordan Grand Prix выступала в Ф-1 с 1991 года, а в конце 2004 года была продана российско-канадскому бизнесмену Алексу Шнайдеру. С этого момента владельцы стали меняться каждый год – Маллья выкупал конюшню уже у голландцев из Spyker. В первый год своего существования Force India смирилась со статусом аутсайдера, однако последние три сезона провела очень сильно, уверенно закрепившись в средней группе.
VJM05
Новый автомобиль на предсезонных тестах смотрелся хорошо – в отличие от прошлого сезона, Force India приняла участие во всех официальных тестовых сессиях сезона 2012 года, и пилоты постоянно держались на верхних строчках протоколов. Команда может стать одним из главных открытий чемпионата – по оценкам специалистов, Force India VJM05 сейчас чуть ли не быстрее болида Ferrari.
2011 год
С марта по ноябрь Force India из всех команд Формулы-1 добилась наиболее заметного прогресса. Если ранней весной пилоты Виджая Малльи не могли без помощи соперников пробиться в финал квалификации, то по осени уже вовсю воевали с парнями из Mercedes GP – к концу чемпионата Force India по чистой скорости была четвертой командой пелотона. Увы, когда «индийцы» по-настоящему вошли во вкус, сезон закончился. Заработанных в сумме очков, пусть и совсем чуть-чуть, не хватило даже на то, чтобы обойти в борьбе за пятую строчку в командном зачете Lotus Renault GP.
Пилоты
Маллья отказался от услуг Адриана Сутила, заменив его на Нико Хюлькенберга. Теперь в составе команды индийского миллиардера будут выступать два пилота, каждый из которых провел в чемпионате лишь по одному сезону. Оба – потенциальные чемпионы, но пока и самому Хюлькенбергу, и его напарнику Полу ди Ресте недостает опыта. По пилотскому составу Force India заметно уступает любой из команд первой пятерки.
Цели
Force India хочет побороться за место в пятерке, однако, чтобы бороться с «большими» командами, Маллье придется тратить на Формулу-1 больше. Но если учесть, что его авиакомпания находится на грани банкротства, подобные перспективы вряд ли кажутся индийскому миллиардеру заманчивыми.
Sauber
Команда Sauber пришла в Формулу-1 в 1993 году, и на протяжении своей истории была крепким середняком чемпионата мира. В 2005 году основатель команды Петер Заубер продал ее концерну BMW, но за четыре сезона, что мюнхенцы выступали в Ф-1 под собственным именем, команда выиграла всего одну гонку. Разочаровавшись, боссы BMW продали команду обратно Зауберу – с этого момента к Sauber вернулась и репутация вечного середняка: пилоты Петера регулярно борются за очки, но о большем в команде как будто даже не помышляют.
C31
Новая машина Sauber разрабатывалась под руководством Джеймса Ки, с которым команда… рассталась за несколько дней до презентации автомобиля. Вполне возможно, увольнение британца скажется на доводке машины по ходу чемпионата.
2011 год
Неплохо начав чемпионат, команда Петера Заубера сбавила обороты, и в конце сезона попадала в десятку лишь «по праздникам». Седьмое место – закономерный итог чемпионата.
Пилоты
Команда первой подтвердила свой состав на 2012 год – Камуи Кобаяси и Серхио Перес быстры и оба входят в расширенные списки кандидатов на места в топ-командах. Заубер всегда доверял молодежи, и молодежь всегда позволяла ему добиваться поставленных целей. К счастью, Перес и Кобаяси способны раскрыть потенциал C31 без остатка.
Цели
Порой складывается ощущение, что главная задача Sauber в Формуле-1 – просто «быть».
Scuderia Toro Rosso
Toro Rosso – вторая команда бренда Red Bull в чемпионате мира. Дитрих Матешиц основал ее на базе Minardi в 2006 году, сделав своего рода испытательный полигон для выпускников программы поддержки пилотов Red Bull Junior. Лучший в истории команды сезон случился в 2008 году – еще до жесткого запрета на использование клиентских шасси. В первые годы существования Toro Rosso использовала фактически те же автомобили, что и основной коллектив, и благодаря этому в сезоне 2008 года «младшая» команда Red Bull даже обогнала «старшую» в Кубке конструкторов, а Себастьян Феттель, выступая за Toro Rosso, выиграл гонку в Монце. Больше подобного с маленькой итальянской командой не происходило.
STR7
Производственных мощностей в Фаэнце пока не хватает для того, чтобы строить чемпионские машины. Но STR7 создана не для того, чтобы добывать подиумы, а чтобы обкатывать энергетических мальчиков из Red Bull Junior, помогая руководству находить новых Феттелей.
2011 год
С того момента как в Формуле-1 запретили клиентские шасси, у Toro Rosso пока не было шансов вмешаться в борьбу за подиумы, но в средней группе команда чувствует себя очень комфортно. Дочерняя команда Red Bull провела прошлый сезон стабильно, без всплесков и провалов, и всего на три очка отстала от Sauber в борьбе за седьмое место в Кубке конструкторов.
Пилоты
Toro Rosso шокировала мир Ф-1, самым брутальным способом избавившись от прошлогодней пары пилотов. Себастьену Буэми и Хайме Альгерсуари не дали и месяца на то, чтобы подыскать себе другие варианты – первый теперь обживается в роли запасного пилота, а второй осваивает профессию комментатора. В Toro Rosso в 2012 году будут выступать только сошедшие с конвейера Red Bull Junior Дэниэл Риккардо и Жан-Эрик Вернь. Недостатка в мотивации у них точно не будет, и это хорошо. Минус в том, что на двоих у них лишь одиннадцать проведенных в Формуле-1 Гран-при.
Цели
Задача для команды – не вывалиться из средней группы. Для каждого из пилотов – порвать себе жилы, но пробиться в основной состав Red Bull; альтернатива – искать другую профессию.
Williams
Williams – одна из самых титулованных команд Формулы-1. Образована в 1978 году. В период с 1980 по 1997 годы выиграла девять Кубков конструкторов, еще семь раз ее пилоты становились обладателями титула в личном зачете. Последний всплеск пережила в период сотрудничества с BMW с 2000 по 2005 годы, однако помимо нескольких побед в отдельных гонках ничего существенного так и не добилась. За последующие шесть сезонов утратила не только статус топ-команды, но и команды-середняка.
FW34
Автомобиль разрабатывался экс-дизайнером McLaren Майком Кофлэном – человеком, который стал знаменит благодаря шпионскому скандалу пятилетней давности. Именно он «ксерил» ворованные чертежи Ferrari, и по сути именно из-за него в 2007 году McLaren вляпалась в многомиллионный штраф и была исключена из Кубка конструкторов. Кофлэн не работал в Ф-1 четыре года, и на что он способен сейчас пока не ясно. Помочь команде выбраться из пропасти может контракт с Renault на поставку моторов.
2011 год
Худший сезон в истории команды. Всего пять очков, девятое место в Кубке конструкторов с огромным отставанием даже от Toro Rosso. Выступай в прошлом году за Williams Феттель и Баттон, вытащить команду сэра Фрэнка хотя бы на восьмую строчку в Кубке конструкторов у них бы не получилось.
Пилоты
У Пастора Мальдонадо и Бруно Сенны есть свои сильные стороны, но в жестоком мире Ф-1 принято считать, что кокпиты в автомобилях FW34 им достались исключительно благодаря щедрости их спонсоров. В предстартовых прогнозах пару пилотов Williams многие называют слабейшей в чемпионате, однако гонщики – не главная проблема конюшни.
Цели
После расставания с BMW в конце 2005 года Williams непрерывно падает по турнирной таблице. Задача на сезон – запустить обратный процесс.
Caterham
Команда, основанная малайзийским миллиардером Тони Фернандесом и известным в Формуле-1 инженером Майком Гаскойном, дебютировала в чемпионате в 2010 году. В первый год выступала в Ф-1 под именем Lotus Racing, затем сменила название на Team Lotus, а третий сезон начнет уже как Caterham F1 Team. За два года выступлений не набрала ни одного очка, но дважды занимала десятое место в Кубке конструкторов.
CT01
Автомобиль Caterham на предсезонных тестах многих удивил. Виталий Петров и Хейкки Ковалайнен не штурмовали вершины протоколов, но общее отставание от лидеров по сравнению с прошлым годом заметно сократилось. Новый автомобиль, безусловно, позволит Caterham еще ближе подобраться к группе середняков.
2011 год
Тони Фернандес надеялся, что его команда сможет начать бороться за очки, но конкурировать с командами средней группы оказалось нелегко. Caterham уже не ровня Marussia и HRT, но за статус середняка еще нужно побороться.
Пилоты
Хейкки Ковалайнен в команде Фернандеса чувствует себя как дома. Финн не борется за подиумы, за победы или за очки, как некогда в McLaren, но его репутация стала только лучше. Руку к этому приложил и Ярно Трулли – итальянец в последние два года откровенно не дотягивал до уровня Хейкки на такой же машине. Теперь Трулли в команде заменит Виталий Петров. Интересно, как на фоне финна будет смотреться россиянин…
Цели
Набрать первые очки.
HRT
Команда дебютировала в чемпионате в 2010 году вместе с Virgin и Lotus. Автором проекта был Адриан Кампос, однако еще до начала первого в истории конюшни сезона, она сменила и владельца, и название. Собственники HRT за два года менялись уже несколько раз, команда постоянно переезжает с базы на базу, но еще быстрее происходит текучка в пилотских рядах. Ни о каких очках, само собой, пока речи идти не может.
F112
В прошлом году HRT обкатала свой автомобиль только по ходу официальных тренировок первого этапа чемпионата в Австралии. Новая машина F112 свои первые километры проехала за десять дней до начала первенства, так что прогресс, безусловно, есть. О характеристиках машины говорить излишне. Новая машина – эволюция предшественницы, которая и без того была худшей в чемпионате.
2011 год
HRT вышла на старт – уже хорошо. То, что команда осталась еще и не последней в Кубке конструкторов, стоит рассматривать как подвиг. Даже несмотря на то, что Marussia Virgin испанцы опередили благодаря единственному тринадцатому месту Витантонио Лиуцци на Гран-при Канады.
Пилоты
У HRT самая возрастная пара пилотов чемпионата. На двоих Педро де ла Росе и Нараину Картикеяну – почти 80 лет. Опытный испанец, который отработал много лет тест-пилотом McLaren, поможет HRT идеями, а деньги индийца, которого спонсирует Tata, помогут эти идеи воплотить.
Цели
Выйти на старт всех гонок. Найти инвесторов. Как бонус – опередить Marussia.
Marussia
Команда дебютировала в чемпионате мира в 2010 году – заявка была подана известным британским гоночным коллективом Manor, долгое время выступавшем в младших формульных сериях. Проект поддержал бизнесмен Ричард Брэнсон и первые в два года в Формуле-1 конюшня выступала под именем Virgin Racing. В конце 2010 года значительный пакет акций команды был выкуплен российским производителем спорткаров Marussia. С сезона 2011 года коллектив выступает по российской лицензии, а с сезона 2012 года команда официально сменила название на Marussia F1 Team.
MR01
Команда не смогла привезти MR01 ни на одну из серий тестов – изначально предполагалось, что Marussia пропустит лишь первую из них, но затем стало известно, что инженеры не успеют подготовить машину и ко второй. В начале марта Marussia собиралась обкатать новинку в Барселоне, но в последний момент планы сорвались – MR01 не справилась с краш-тестом FIA. Обкатка состоялась в Сильверстоуне в рамках съемок рекламных роликов, но избавлять MR01 от детских болезней придется уже в Мельбурне.
2011 год
Второй сезон Marussia Virgin по существу мало чем отличался от первого – ноль очков и последнее место в Кубке конструкторов. Но, справедливости ради, стоит отметить, что автомобиль у коллектива Джона Бута и Николая Фоменко получился отнюдь не самым медленным. Просто конкурентам из HRT чуть больше везло.
Пилоты
Тимо Глок – по-прежнему один из главных активов команды. Опытный немец – гарантия того, что если машина будет способна заработать очки, они обязательно будут заработаны. А вот Шарль Пик дебютирует в чемпионате мира. У француза есть спонсоры, что так же важно для команды, как и его скорость – ее он демонстрировал в гонках младших серий.
Цели
Не остаться последней в третий раз подряд.
Календарь сезона 2012 года
Этап | Дата | Гонка | Трасса |
---|---|---|---|
1 | 18 марта | Гран-при Австралии | Альберт-Парк (Мельбурн) |
2 | 25 марта | Гран-при Малайзии | Сепанг (Куала-Лумпур) |
3 | 15 апреля | Гран-при Китая | Шанхай Интернешнл (Шанхай) |
4 | 22 апреля | Гран-при Бахрейна | Сахир (Манама) |
5 | 13 мая | Гран-при Испании | Каталунья-Монтмело (Барселона) |
6 | 27 мая | Гран-при Монако | Монте-Карло (Монако) |
7 | 10 июня | Гран-при Канады | Имени Жиля Вильнева (Монреаль) |
8 | 24 июня | Гран-при Европы | Городская (Валенсия) |
9 | 8 июля | Гран-при Великобритании | Сильверстоун (Сильверстоун) |
10 | 22 июля | Гран-при Германии | Хоккенхаймринг (Хоккенхайм) |
11 | 29 июля | Гран-при Венгрии | Хунгароринг (Будапешт) |
12 | 2 сентября | Гран-при Бельгии | Спа-Франкошам (Спа) |
13 | 9 сентября | Гран-при Италии | Аутодромо Национале (Монца) |
14 | 23 сентября | Гран-при Сингапура | Марина-Бэй (Сингапур) |
15 | 7 октября | Гран-при Японии | Сузука (Сузука) |
16 | 14 октября | Гран-при Кореи | Кореан Интернешнл (Йонгам) |
17 | 28 октября | Гран-при Индии | Buddh International (Нью-Дели) |
18 | 4 ноября | Гран-при Абу-Даби | Яс Марина (Абу-Даби) |
19 | 18 ноября | Гран-при США | Circuit of the Americas (Остин) |
20 | 25 ноября | Гран-при Бразилии | Имени Хосе Карлоса Пасе (Сан-Паулу) |