Третий этап ралли-марафона «Дакар-2021» в Саудовской Аравии прошел во вторник, 5 января, по маршруту Вади-эль-Давасир — Вади-эль-Давасир.
Многодневный марафон – испытание не для каждого, и все равно каждый год попробовать свои силы на легендарном «Дакаре» выходят сотни гонщиков. Но запредельные нагрузки на организм и невероятное психологическое давление во время прохождения очередного спецучастка выдерживают не все участники. Это касается и техники, не справляющейся с суровыми условиями Аравийского полуострова. Более 700 км спецучастков бездорожья с огромным количеством камней и дюны высотой с десятиэтажные дома оставили вне гонки первых райдеров и пилотов.
Потери не обошли стороной и грузовой зачет. На 50 км второго спецучастка с серьезной проблемой столкнулся голландский экипаж Герта Хузинка – его гибридный внедорожный грузовик остановился из-за поломки двигателя. Пилот запросил эвакуацию и перевелся в категорию Dakar Experience (результаты ее участников не идут в протокол общего зачета). Однако позже стало ясно: ремонт такой уникальной силовой установки силами механиков команды выполнить в Саудовской Аравии не представляется возможным. На старт первого кольцевого этапа Хузинк уже не вышел.
Любопытно, что год назад Вади-эль-Давасир — местечко на юго-западе Саудовской Аравии в сотнях километров от столицы королевства Эр-Рияд – открыло каравану ралли путь к северной границе пустыни Руб-эль-Хали, растянувшейся на 1200 км вдоль Аравийского полуострова и являющейся одной из крупнейших в мире. Теперь же направление этапа, как и всего «Дакара», сменилось в обратную сторону. Если взглянуть на карту маршрута спецучастка, то она претерпела серьезную конфигурацию. Впрочем, организаторы не зря говорили, что гонка 2021 года пройдет почти полностью по новым «дорогам».
Как и вчера, старт спецучастка был смешанным. Дмитрий Сотников первым из своего зачета выехал на преодоление тяжелейших 403 км. Следом за ним на дистанцию вышли Айрат Мардеев и Сергей Вязович. Остальные представители грузовой категории растянулись в стартовом протоколе и перемешались с внедорожниками. Первые километры спецучастка на быстром песчаном плато дали возможность стартовавшим впереди экипажам заработать дополнительное преимущество по времени перед конкурентами, для которых на первый план вышла борьба с высоким траффиком и густой пылью.
Трек маршрута уже на 17 км завел гонщиков в песчаный каньон с большими камнями. Важным сигналом на сегодняшний этап от организаторов были предельная внимательность при проезде таких участков и навигация. Сильные ветра быстро заметали следы, добавляя работы штурманам. И здесь на первый план выходило умение найти привязки на местности и выбрать верный курс. Мягкое покрытие трассы, постепенно набирающей высоту с 800 до 1200 м над уровнем моря и проходящей через плато Ваджид, сказывалось и на расходе топлива.
Красивая борьба за результат развернулась с первых километров. Многотонные грузовики Сотникова и Вязовича на каждой путевой точке разделяли считанные секунды. Первую половину дистанции лучшее время показывал лидер общего зачета, после чего в борьбу включился Антон Шибалов. Белорусский пилот перехватил инициативу в середине спецучастка – на отметке 262 км его МАЗ опережал КАМАЗ Сотникова на 4 секунды. Уже на 354 км россиянин выигрывал у конкурента 5 секунд, а на финише все же уступил 18 секунд. Время победителя этапа составило 3 часа 45 минут 14 секунд. А вот голландцу Маурику ван ден Ховелю, вышедшему на старт седьмого в своей карьере «Дакара», не повезло – его Scania на одной из дюн перевернулась на крышу.
Дмитрий Сотников, пилот экипажа №507: «Участок был схож с предыдущим по своему характеру покрытия. Первая часть до зоны нейтрализации была насыщена дюнными секциями от L1 до L3. Запомнились дюны, которые находились под другим углом относительно солнца — видимость была слабая, а сами дюны очень обрывистые. В такой ситуации возникала опасность не заметить тычок. Как раз на одной из таких дюн перевернулся грузовик 519 (Scania). Вторая половина этапа была непростой для навигации, было много прямиков. На скорости в 140 км/ч погрешность 500 метров на каких-то привязках может стать ключевой. Старались внимательно ехать, максимально точно попасть в канал. Было много следов, на которые в том числе приходилось ориентироваться. Концовка же получилась триальной с извилистыми руслами. Видели много разбитых джипов, поэтому решили не рисковать и выбрали надежный финиш».
Экипаж Шибалова в начале дистанции потратил немного времени на дюне – помехой стал квадроцикл одного из участников, стоявший за гребнем. Многотонный КАМАЗ успел остановиться в последний момент. Эта заминка не помешала серебряному призеру «Дакара-2020» продолжить бороться за победу на этапе. На финише представитель команды «КАМАЗ-мастер» стал третьим, отстав на 1 минуту 16 секунд.
Антон Шибалов, пилот экипажа №501: «Весь день прошел ровно, кроме одного нюанса. В первой части спецучастка произошла аварийная ситуация, к счастью, удалось избежать столкновения. Преодолевали дюну вслед за багги, и она уперлась в стоявший за гребнем квадроцикл. Хорошо, что успели затормозить на самой верхушке. Спустили колеса, съехали назад и продолжили движение. Где-то 300 километров ехали с проколотым колесом на подкачке и благополучно добрались до финиша».
В зачет может занести себе спортивный день и Андрей Каргинов. Сегодня двукратный победитель «Дакара» не отвлекался на преследовавшие его первые два дня технические проблемы и продемонстрировал стабильное пилотирование. Экипаж №500 мог претендовать и на выигрыш спецучастка, но небольшая оплошность с навигацией в конце спецучастка стоила драгоценных минут. Как итог пятое место с отставанием 3 минуты 28 секунд. На позицию выше оказался чех Мартин Мацик на Iveco, для которого этот «Дакар» начался очень здорово. Всего в 29 секундах позади Каргинова финишировал еще один белорус Алексей Вишневский.
Айрат Мардеев в районе 30 км проколол колесо и не стал тратить время на его замену, благо система подкачки давления в шинах справилась вплоть до самого финиша. При этом в промежутке между 137 и 183 км экипаж потерял около семи минут из-за ошибки в навигации. В результате экипаж финишировал с отставанием в 10 минут.
Айрат Мардеев, пилот экипажа №509: «С самого начала взяли хороший темп. Перед одной из дюн немного покрутились, нас нагнал Вязович. «Зацепились» за ним, начали подъезжать и отыгрывать обратно свою позицию, но ошиблись в навигации: пришлось возвращаться назад где-то на 4 км, чтобы взять точку. На этом потеряли порядка семи минут. Пропустили Вишневского, затем атаковали его и вырвались вперед. Дальше поехали в своем темпе, не рисковали на каменных секциях, где можно было пробить колесо. Посчитали, что лучше проехать аккуратно, чем потерять еще время. Продолжаем биться дальше».
О плотности результатов говорит тот факт, что первое и десятое места разделили всего 15 минут 44 секунд, причем новичок за рулем грузовой техники чилиец Игнасио Касале и чех Ярослав Вальтр показали идентичное время. Особо стоит отметить еще одного дебютанта – Митчела ван ден Бринка. 18-летний сын известного и опытного голландца Мартина ван ден Бринка впервые принимает участие в роли пилота и пока не может похвастать высоким результатом, но более искушенных коллег по ралли-рейдовому цеху уже опережает.
В среду участников «Дакара» ждет самый протяженный маршрут всей гонки – с учетом лиазона его дистанция составит 813 км, в зачет из них пойдут 337 км на время. На пути в столицу Саудовской Аравии Эр-Рияд пилотам предстоит сфокусироваться на умелом управлении автомобилем, ведь извилистые дорожки, ведущие на северо-восток страны, таят в себе немало неожиданностей.