В 2025 году Международное ралли «Шелковый путь» пройдёт в 15-й раз — участников ждёт 11-дневный марафон протяжённостью порядка 5 000 километров, а торжественная церемония старта состоится в Иркутске, расположенном в 66 километрах от берегов Байкала — самого глубокого и удивительного озера планеты.
После старта экипажи отправятся в путешествие, которое приведёт их через монгольские степи, песчаные долины и Алтайские горы к финишу в Горно-Алтайске. Этот маршрут соберёт самых смелых спортсменов, подчеркнув статус ралли-марафона в качестве яркого автомотоспортивного приключения года.
В ожидании нового старта Дирекция Международного ралли «Шелковый путь» открывает цикл публикаций о городах и регионах, по которым пройдёт маршрут 15-го издания ралли-марафона. И первый материал посвящён городу, который примет стартовые мероприятия ралли в 2025 году.
Иркутск: город с уникальной историей
Город Иркутск ведёт свою историю с 1661 года, от времени основания крепостного сооружения, заложенного на правом берегу реки Ангары напротив устья Иркута. После того, как острог стал центром Иркутского воеводства, объединяющего все поселения Прибайкалья, ему был присвоен статус города. Вскоре здесь были заложены Вознесенский мужской монастырь и Знаменский женский, а к концу XVII века город продолжил развиваться благодаря русско-китайской торговле. Из Сибири на восток везли пушнину, а со стороны Китая через Селенгу и Байкал прибывали чай, сахар, ткани и специи.
Развитие торговли привело к появлению большого количества состоятельных купцов, которые стали вкладываться в развитие города. Благодаря им здесь были открыты железный и стекольный заводы, ткацкая фабрика, а в середине XVIII века в городе заработала Иркутская навигацкая школа, которая придала дополнительный импульс развитию судоходства и изучению морского дела. Среди представителей купечества были выдающиеся меценаты, промышленники, предприниматели и мореходы.
Благодаря укрепляющимся традициям благотворительности, в Иркутске в тот период постоянно появлялись новые семинарии и школы, театры и библиотеки, больницы и банки, которые строились и содержались на средства купечества. Однако крупный пожар 1879 года практически полностью уничтожил исторический центр, и Иркутск пришлось отстраивать заново. Город был настолько разрушен, что для его полного восстановления потребовалось более десятка лет, и это событие поделило историю города на допожарный и послепожарный Иркутск.
В течение двадцати лет после трагедии здесь появились омнибусы, состоялся первый киносеанс. Посетивший Иркутск в 1890 году писатель Антон Чехов назвал его «интеллигентным городом». Вскоре Иркутск окончательно преодолел последствия пожара — в 1898 году сюда по Транссибирской железнодорожной магистрали торжественно прибыл первый состав. Эта транспортная артерия обеспечила новый виток развития — город стал важным узлом на пути из Европы в Азию, что способствовало его превращению в один из культурных и экономических центров Восточной Сибири.
Богатейшая история города, его традиции и потенциал способствовали формированию самобытной и яркой культурной среды. Сегодня Иркутск — это город, удачно сочетающий величие исторического центра и кварталы современной застройки, традиции самого интеллигентного и культурного сибирского города с промышленным и научно-образовательным потенциалом. В настоящее время в городе действуют более 60 крупных и средних промышленных предприятий. Иркутск — это крупнейший транспортный узел Восточной Сибири.