Верховный суд (ВС) России направил в Госдуму радикальные предложения по реформе ОСАГО, защищающие права автомобилистов в споре со страховщиками.
В частности, ВС предлагает законодательно обязать страховые компании платить за утрату товарной стоимости автомобиля и не учитывать износ деталей при расчете возмещения.
Кроме того, ВС предлагает еще одну инициативу — снять ограничение по максимальному размеру неустойки, на которую вправе рассчитывать пострадавший, не получивший возмещения вовремя или в полном объеме.
Предложения Верховного суда уже вызвали крайне негативную реакцию страховых компаний. В частности, они утверждают, что если учитывать утрату товарной стоимости, то вырастут выплаты, изначально не заложенные в тарифе. Это вынудит страховые компании поднимать цены. Но если эту проблему еще можно как-то решить, то вот отмена учета износа деталей и снятие ограничения по максимальному размеру неустойки может окончательно «убить» всю систему ОСАГО, считают страховщики.
Отметим, что предложения о реформе ОСАГО уже направило правительство и Центробанк, являющийся регулятором данного рынка. Они в частности предлагают сохранить учет износа деталей, а также вводят досудебную процедуру урегулирования споров со страховой компанией.
Защитники прав автомобилистов положительно оценили данную инициативу. «Предложения Верховного суда действительно можно назвать интересными и ключевыми. Сейчас за те деньги, которые автомобилист получает от страховых компаний, он починить машину не может, — пояснил корреспонденту «Авто Mail.Ru» координатор проекта «Движение», представитель Федерации автовладельцев России Андрей Орел. — Старую деталь не поставишь, а за новую надо доплачивать. Но почему это должен делать человек, который не виноват в ДТП? Особенно обидно тем, кто только купил автомобиль и вряд ли сможет продать его по такой же цене. Если к этим предложениям прислушаются, будет здорово. Правда, не для страховщиков. Так как им придется платить существенно больше. Ну и цены, соответственно, поднимут».
«Мы можем сказать, что предложения Верховного суда, конечно, должны учитываться. Но вряд ли неустойка – это вопрос компетенции суда, — возражает вице-президент компании «Ингосстрах» Илья Соломатин. — Что касается штрафов, то они прописаны в кодексе об административных правонарушениях. Новые штрафы не могут возникнуть ниоткуда. Тогда и кодекс нужно будет менять».