Ралли-марафон «Дакар» (долгие годы было известно как «Ралли Париж — Дакар») — ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон, который был основан французом Тьерри Сабином. Проводится с 1978 года. До переноса ралли в Южную Америку гонка финишировала или начиналась в столице Сенегала — Дакаре.
Старт первому ралли Дакар был дан 26 декабря 1978 года на площади Трокадеро в Париже.
В ралли приняло участие 80 экипажей на автомобилях, 90 мотоциклистов и 12 экипажей на грузовиках. На протяжении трёх недель участники преодолели 10 000 километров (включая 3168 км спецучастков) трассы, проходящей по территории Франции, Алжира, Нигера, Мали, Верхней Вольты и Сенегала. Из 182 участников успешно финишировали только 74.
Поскольку на первом ралли Дакар ещё не было разделения по категориям и классам, то автомобили и мотоциклы шли в общем зачёте. Первым победителем ралли Дакар стал француз Сирил Неве на мотоцикле Yamaha XT500.
Само словосочетание ралли-рейд подразумевает гонку по пересеченной местности, где за день пилоты преодолевают от 400 до 1000 километров, и в отличии от того же WRC, где чемпионат проходит в несколько этапов, а чемпион выявляется по сумме очков за сезон, в ралли Дакар побеждает тот кто пройдет все этапы за меньшее количество времени.
Ралли Дакар проходит за продолжительный промежуток времени, порядка месяца. За это время команды проезжают несколько государств, и даже часовых поясов.
Девиз марафона: "Поединок для участников. Мечта для зрителей".
В первом Дакаре приняло участие 182 экипажа, из них финишировало 74. Каждый год число участников ралли неуклонно увеличивается. Самым притягательным в «Париж-Дакаре», по мнению участников, являются реальные и ненадуманные трудности, которые придётся преодолеть на пути к Дакару. В разные годы наряду с профессиональными гонщиками на трассу выходили рок-звезда Джонни Холлидей, трехкратный чемпион мира по горнолыжному спорту Люк Альфан, знаменитый яхтсмен Лоран Бурньон, двукратная чемпионка мира по скалолазанию Изабель Патисье и прочие знаменитости.
С 1990 года в гонке Париж-Дакар принимают участие и российские грузовики Камского автозавода, которые в последние годы постоянно занимают лидирующие позиции на финише.
История появления ралли Париж-Дакар столь же интересна, как и трагична. Однако к счастью, происшествие которое положило начало появлению этого ралли-марафона, не повлекло жертв и разрушений. В 1977 году, француз Тьерри Сабин, участвуя в ралли “Абиджан — Ницца”, заблудился в Ливийской пустыне. Нашли его только через три дня, он чудом остался жив, и после этого принял решение организовать большой ралли-марафон “Париж-Дакар”.
С тех пор ралли-марафон проводится каждый год в Январе, а Тьерри был исключительным правообладателем на проведение ралли “Париж-Дакар”, однако после трагедии 14 января 1986 года, когда его вертолет потерпел катастрофу в пустыне из-за начавшейся бури, права на проведение гонок перешли к его отцу.
Старт участников происходит в следующем порядке, первым стартуют мотоциклы, за ними автомобили, а последними на старт выходят грузовики. На каждом следующем этапе порядок старта определяется по результатам предыдущего этапа, то есть тот, кто побеждал на предыдущем этапе тот и стартовал первым.
Во время проведения ралли, участники проходят спецучастки, которые составляют примерно треть от всего расстояния ралли-марафона, остальной километраж, это перегоны между СУ.
Перед каждым этапом участникам выдается, так называемая “легенда” – список контрольных точек и ориентиров на местности. Для усложнения прохождения СУ, на некоторых этапах использование GPS запрещают.
Этапы проходят каждый день, протяженность каждого может достигать 700-900 км, а сама трасса может представлять из себя, как песок, так и каменистую поверхность, грязь и прочее.
Не редко во время проведения этапов случаются бури, дожди и другие природные катаклизмы, что несомненно усложняет прохождение СУ, однако это и добавляет зрительского интереса.
Одними из лучших и стабильных команд, которые можно выделить в последнее время, являются Российский KAMAZ-Master в классе грузовиков, KTM в классе мотоциклов, а так же Mitsubishi и Volkswagen в классе внедорожников.