Министерство экономического развития дало положительное заключение на приказ министерства образования и науки, утверждающий программы обучения водителей.
Приказ был подготовлен в соответствии с вступлением в силу новых категорий прав. Напомним, они были введены в ноябре прошлого года.
Приказу осталось только пройти регистрацию в министерстве юстиции, после чего документ будет официально опубликован, сообщает "Российская газета". А пока что автошколы фактически не имеют права обучать будущих водителей на новые категории. Учреждения смогут получить лицензии на обучение водителей по новым категориям и подкатегориям лишь после вступления приказа в силу.
Напомним, что с 5 ноября прошлого года вступили в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения, которые увеличивают число категорий и подкатегорий. Кроме того, они дают возможность обучиться и сдать экзамен на автомобиле с автоматической коробкой передач (в правах ставится соответствующая отметка). Для управления автомобилем с "механикой" придется пройти дополнительное обучение и сдать экзамен.
К слову, программы были подготовлены министерством образования и науки еще в прошлом году, после чего ведомство отправило их на регистрацию в министерство юстиции. Однако в Минюсте программы "завернули" на том основании, что не было проведено оценки регулирующего воздействия. Собственно прошедшие с той поры месяцы и ушли на то, чтобы Минэкономразвития оценило это воздействие и внесло несколько правок.
В своем заключении министерство отмечает, что новые программы предполагают увеличение количества часов обучения. Так, теория для категории "В" займет не 106 часов, а 138, на практику тоже придется потратить больше времени – 56, а не 50. В программе появились профессиональные предметы, например, крепление груза для категории "М", основы работы такси для категории "В". А по окончании автошколы все ученики получают именно профессию, то есть смогут работать водителями.
Правки Минэкономразвития внесло в раздел, содержащий требования к учебно-материальной базе автошкол. Так, ведомство исключило требования по оборудованию площадки светофором и пешеходным переходом, а также требование к размерам площадки – в первоначальной редакции документа размер площадки должен был обеспечивать выполнение всех упражнений, в том числе и буксировку, то есть маневрирование состава транспортных средств длиной 13 и более метров. Других поправок министерство не внесло, так что есть шансы, что в Минюсте документ зарегистрируют быстро.
Проблема в том, что маленьким автошколам придется туго. Минэкономразвития настаивает на скорейшем вступлении документа в силу, так что времени на приведение площадок в соответствие с новыми требованиями у них практически не будет. В результате маленьким школам или придется уйти с рынка, или воспользоваться услугами тех, у которых такие площадки есть. В ассоциациях автошкол сочли такое положение вполне нормальным – требования к площадкам позволят сделать бизнес по подготовке водителей более прозрачным, сократить коррупцию и сделать обучение более качественным.
Программы обучения – не последний документ на пути новых правил подготовки водителей. После вступления приказа в силу, ГИБДД должна будет подготовить постановление правительства, устанавливающее правила приема экзамена, и регламента по приему экзамена. По данным издания, постановление уже практически готово, прошло все согласования, в том числе и с Минэкономразвития, так что задержек с этим документом возникнуть не должно. А вот регламент еще не проходил никакие общественные обсуждения. Если и этот процесс затянется, то принимать экзамены ГАИ будет по старым методикам.