Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина предложила объединить КАСКО и ОСАГО.
Введя при этом франшизу — возможность самостоятельно оплатить мелкие повреждения, получив скидку на КАСКО. Страховщики отреагировали сразу, заявив, что инициатива странная и положительного в ней мало.
Как заявила Бурыкина, объединение страховок будет одним из вопросов, который Госдума рассмотрит на парламентских слушаниях в октябре. «Будет возможность объединения КАСКО и ОСАГО вместе. И еще один момент, который даст возможность не повышать тарифы — это возможность введения франшизы, в том числе для обязательного страхования. Депутаты будут добиваться более понятной для потребителей схемы тарифов страхования», — заявила слуга народа.
По ее словам, любой человек, который при заключении договора увидит, что 50 процентов тарифа — это административные издержки или вознаграждение агента, не захочет заключать столь невыгодное соглашение. «Вопрос раскрытия структуры тарифа чувствителен, но он правилен», — добавила Бурыкина.
Франшиза, о которой говорит депутат, — это когда страхователь, соглашается оплачивать мелкий ремонт за свой счет, за что получает скидку на КАСКО. Однако страховщики видят ситуацию иначе.
«Если франшизу должен оплачивать сам страхователь, то мы возвращаемся в девяностые, когда проблемы решались на месте и не всегда цивилизованным путем. Если страховщик оплачивает ущерб потерпевшему без учета франшизы, а потом взыскивает ее со страхователя, то через некоторое время суды будут просто завалены исками от страховщиков о взыскании франшизы. Потому что очень сомнительно, что она всегда будет оплачиваться добровольно. Поэтому говорить о том, что ведение франшизы должно автоматически привести к снижению тарифа по ОСАГО, в лучшем случае преждевременно», — рассказал АвтоВестям представитель компании «Ресо-гарантия» Никита Ситников.
Что же касается объединения в одном полисе обязательного страхования ответственности и добровольного страхования транспортного средства, то эту новость страховщики комментировать пока отказываются. «Хотя бы потому, что для начала надо увидеть механизм, при помощи которого предполагается реализовывать данную схему. Это касается и расчета тарифов, и определения скидки, о которой упомянула Наталья Бурыкина», — заявил наш собеседник.
КАСКО и ОСАГО — два совершенно разных вида страхования. И тарифы, и премии рассчитываются совершенно по разному. В ОСАГО год выпуска автомобиля, его марка, и средняя стоимость на рынке на премию никак не влияют. В КАСКО — это главные факторы. ОСАГО — обязательный вид страхования и регулируется правительством, КАСКО — добровольный. В ОСАГО невозможно предусмотреть никаких поблажек, бонусов и скидок (согласно приказу правительства, по которому действиует только система коэффицентов «бонус-малус»), в КАСКО же бонусы и скидки — возможное и даже частое явление.
Более того, страховщики считают, что соединения двух страховок только увеличит стоимость, причем как одного вида страхования, так и другого. Что решат депутаты, станет ясно только в октябре, когда пройдут парламентские слушания по закону об ОСАГО. В первом чтении поправки в него уже приняты. Они предусматривают в том числе увеличение максимального лимита выплат по ОСАГО до 500 тысяч рублей за ущерб причиненный жизни и здоровью и до 400 тысяч за материальный ущерб.