«Формулу-1» неспроста называют «Королевой» среди всех автомобильных гонок.
Финансовый директор Mercedes AMG Ник Фрай на примере собственной команды объяснил важность F1 не только со спортивной точки зрения, но и в разрезе ее интеграции в высокие технологии, промышленность и экономику.
Кому-то может показаться, что гонки «Формулы-1» — это лишь события на трассе во время спортивного уикенда, но управляющий финансовыми делами команды Mercedes AMG Ник Фрай рассказал изданию Motorsport-Total о важности процессов, которые происходят за пределами паддока. По его словам, на разработку гоночного автомобиля «Серебряные стрелы» ежегодно затрачивают примерно 200 миллионов долларов, а в создании конкурентоспособного болида задействовано огромное количество технологических и человеческих ресурсов.
В команде Mercedes на постоянной основе работают полтысячи сотрудников, из которых 200 несут ответственность за проектирование и изготовление различных компонентов, а остальная часть коллектива занимается финансами, маркетингом и другими вопросами, не связанными непосредственно с постройкой машины, — сообщил Ник Фрай. Ежегодно силами одной лишь команды производится более 4000 различных деталей, а активная работа над болидами для следующего сезона, как правило, начинается еще в июне.
«Если сравнивать «Формулу-1″ с автомобильной промышленностью, то мы работаем примерно в пять раз быстрее, — уточнил финансовый директор. — Если в массовом производстве потребуется три года для создания автомобиля, то у нас уходит на это всего лишь семь месяцев». Гонки в Mercedes, как во многих других командах, рассматривают в качестве своеобразной «технологической лаборатории», откуда многие решения нередко попадают в серийное производство автомобилей. Это касается как использования передовых знаний в области применения композитных материалов, так и внедрения готовых решений, в частности, KERS.
«Система рекуперации энергии, которую мы на протяжении нескольких лет доводили в «Формуле-1», вскоре появится на нашем первом серийном электрическом суперкаре SLS, — объясняет Фрай. — Если в настоящее время мы используем бензиновый двигатель V8, то следующая версия будет работать на электричестве. Электродвигатель, аккумуляторные батареи и система управления были разработаны и производятся именно «формульной» командой. Между массовым производством и спортом существует прямая связь, причем, с углублением работы над темой гибридов после 2014 года мы рассчитываем даже на большее взаимодействие с серийным выпуском». Отметим, что подобным опытом в производстве дорожных машин активно пользуются и такие команды, как Ferrari, Williams и McLaren.
Финансовый директор команды Mercedes отметил, что решения из «Формулы-1» не «замыкаются» лишь на выпуске автомобилей и используются куда более глобально. Намекая на команду Williams, Ник Фрай пояснил, что, к примеру, маховиковые системы «формульного» типа применяются даже в индустрии строительства железнодорожных поездов. Специальное подразделение Williams — Hybrid Power — не только производит системы KERS для «лемановских» прототипов Audi, но и обеспечивает электротягой даже традиционные двухэтажные лондонские автобусы.
Фрай видит в присутствии в «Формуле-1» большое преимущество над другими видами спорта и считает Большие Призы лучшей маркетинговой площадкой для спонсоров: «Футбольная лига чемпионов сосредоточена лишь в Европе, а Чемпионат Мира, как и Олимпиада, проходит лишь раз в четыре года. Мы проводим сразу 20 гонок за один год. Для технологических компаний наш спорт является возможностью достижения своей целевой аудитории. «Формула-1″ является тем местом, где мы объединяем технологии и развлечения в одно целое. У нас очень лояльные болельщики».
Не менее важным аспектом Королевских гонок является то, что в этом спорте занято колоссальное количество человек. «В одной только Великобритании в общей сложности 45 тысяч сотрудников работают в индустрии, так или иначе связанной с «Формулой-1″, — поясняет Ник Фрай. — Наш спорт обслуживается сразу 4,5 тысячами различных компаний с хорошо оплачиваемыми рабочими местами. Правительствам не стоит недооценивать F1 — как раз они должны быть в этом глубоко заинтересованы».