На поддержку автомобильного спорта в мире сегодня направляется 2/3 всех спонсорских средств.
Это миллиарды долларов и суммы постоянно растут. Автоспортивный маркетинг – мощная площадка рекламной индустрии. С помощью спорта рекламируется все – от собственных автомобилей и технологий, до банковских услуг и еды.
Автоспорт открывает массу возможностей для решения различных задач в автобизнесе. В некоторых компаниях автомобильный спорт уже сейчас способствует сплочению коллектива. Кто-то использует автоспорт, как эффективное средство построения коммуникаций в автобизнесе, кто-то с помощью автомобильного спорта повышает лояльность клиентов. Автоспорт на Западе – большой бизнес. В России автоспорт как средство для развития бизнеса пока только формируется, но уже имеет заманчивые перспективы.
На протяжении последних пятидесяти лет спорт стал огромным, глобальным бизнесом, нанимающий немало ярких и умных людей. Коммерческие показатели внушительны и постоянно растут. Автоспорт предлагает уникальные маркетинговые возможности по созданию и развитию брендов. Уникальность этих возможностей в том, что весь автоспорт из-за высочайшей стоимости соревнований целиком зависит от спонсоров, и поэтому маркетинговая составляющая автомобильного спорта является наиболее интегрированной в процесс спортивного соревнования.Многие международные мультибренды неразрывно связаны с автогонками.
Компания «Мерседес-Бенц» пришла в «Формулу-1» в 1996 году. Компания является поставщиком моторов для команды McLaren. Приход «Мерседеса» в большие гонки был связан с тем, что на фоне прогресса BMW и Audi имидж «Мерседеса» начал постепенно терять свою спортивность и машины с трехконечной звездой превратились в автомобили для пенсионеров.
Была разработана целая программа по улучшению имиджа, которая включала в себя выпуск новых моделей автомобилей со спортивной идеологией, в том числе и суперавтомобиля Mercedes-Benz SLR Mclaren, который напрямую указывает на гоночные корни «Мерседес» и выпускается ограниченными партиями на мощностях гоночной команды McLaren.
Одним из ярких примеров российского сотрудничества с автоспортом – «лаборатория Касперского». В 2010 г. «Лаборатория Касперского» начала сотрудничество со Scuderia Ferrari. Идеологию итальянской марки — совмещение страсти к техническому совершенству, скорости и полной безопасности — в российской компании сочли очень близкой к своей собственной «Ferrari — одна из тех команд, которая может себе позволить выбирать спонсоров. Сначала нам предложили спонсорский пакет (в серии Ferrari Challenge Europe), — рассказывает Ерофеев. — А в сезоне 2012 г. мы стали спонсором команды уже в Formula 1».
Суммы контрактов не распространяются, но, по словам представителей «Лаборатории Касперского, партнерство с командами — лидерами в F1 дает отдачу в 10-11 руб. на 1 вложенный рубль. Они приводят в пример участие представителей команды в шоу Moscow City Racing: российская компания занималась организацией приезда гонщиков в 2012,2013 годах , участвующих на болидах Ferrari в заездах вокруг Московского Кремля.
История участия российских спонсоров в F1 началась с2002 г.: «Газпром» стал титульным спонсором итальянской команды Minardi, рассчитывая таким образом «упрочить имидж на Западе, чтобы миллионы людей всего мира узнали, что такое «Газпром». Сумма контракта оценивалась в $15 млн. В2003 г. сотрудничество прекратилось, после чего стороны несколько лет выясняли отношения в суде.
В 2010 г. в F1 появился российский пилот Виталий Петров, и в команде Renault F1, за которую он выступал, появились спонсоры из России — «АвтоВАЗ» и «Аэрофлот». В следующем году в Lotus Renault Петрова поддерживали ММВЗ, «Сибур» и «Ростехнологии» (акционер «АвтоВАЗа», на болидах рекламировался бренд Lada).
Большинство корпоративных спонсоров появляются в автогонках в связи с хобби своих владельцев или топ-менеджеров. Например, в Кубке Lada Granta выступает Aeroexpress Racing Team. «Аэроэкспресс» не владеет командой, а является ее титульным спонсором. «Это вполне соответствует нашему имиджу как современной, динамичной, скоростной компании. Наши пилоты хорошо выступают, поэтому мы получаем много упоминаний в прессе с широким охватом», — говорит пресс-секретарь компании Надежда Доржиева. Среди пилотов команды — коммерческий директор «Аэроэкспресса» Рустам Акиниязов (бывший шеф-редактор журнала «Автоспорт»).
Интересно, а сколько стоит скорость самим гонщикам?! «Цена входа» в автомобильный спорт очень высока. Впрочем, она существенно отличается в зависимости от дисциплин спорта и целей увлекшихся. Например, выйти на европейский уровень в классическом ралли стоит от 1-1,5 млн. Годовой бюджет в ралли-рейде и кольцевых гонках — 700-800 тыс. Наиболее демократичной и малозатратной из дисциплин автоспорта считается автокросс. Впрочем, любые цифры крайне условны: в Европе продолжают возникать новые серии гонок для любителей с более скромными бюджетами. Появляются они и в России. В 2008 году компания «Русское кольцо» — эксклюзивный представитель 600 Racing Inc. в странах СНГ — начала продвижение Legends в России. Гонка проходит на одноименных машинах, стоимость участия в которых составляет примерно $35 тыс. в сезон.
Нужно видеть в спонсорстве платформу, которая дает возможности для самых разных коммуникаций.