Глобальные концерны начали потихоньку нервничать из-за того, что продажи новых автомобилей уже не демонстрируют те поразительные результаты как раньше.
Российский авторынок падает уже несколько месяцев подряд, угрожая миллиардам долларов, вложенным в расширение производства в нашей стране.
Автокомпании пристально следят за динамикой российского авторынка. После кризисного 2009 года нашей стране удалось быстро восстановиться, но уже к концу прошлого года ажиотаж спал, а с марта текущего года продажи начали сокращаться. «Рубль слабеет, а интерес к автокредитам растет. Это создает опасения среди российских покупателей», — прокомментировал агентствуAutomotive News Europe президент Volvo Russia Джон Стек.
Длительное падение рынка скажется на всех крупных автокомпания с финансовой точки зрения, особенно на тех, которые инвестировали в последние годы в расширение собственного производства в России.
Ford, General Motors, BMW, Hyundai-Kia, Mazda, PSA/Peugeot-Citroen, Mitsubishi, Renault-Nissan, Toyota и Volkswagen Group анонсировали новые мощности или расширение старых с общей суммой инвестиций в 10 млрд долларов, рассчитанных до 2020 года, свидетельствуют данные Boston Consulting Group. По прогнозам аналитиков Группы мощности производства автомобилей в России вырастут до 3,3 млн машин к 2016 году с 2,3 млн, выпущенных в прошлом году. Тем не менее и эти машины быстро бы разобрали, если бы рынок продолжил расти как и раньше и если экономика стабилизировалась, считает глава СП Ford Sollers Тед Каннис.
Нынешнее падение больше всего сказалось на сегментах, которые всегда были традиционно сильны в нашей стране, заявил Бо Андерссон, глава ГАЗа. «У нас тут сильное замедление в сегменте субкомпактных и компактных седанов, таких как Ford Focus», — отметил Андерссон.
Такая ситуация заставляет некоторые компании пересматривать планы на российский рынок, добавил Каннис. «Некоторые отзывают свои решения, так как они не могут просчитать ситуацию наперед, заглянуть далеко в будущее, как раньше. Сегодня российские дилеры скопили приличные запасы нераспроданных машин», — отмечает Стек из Volvo.
По прогнозам Boston Consulting, в этом году российский рынок упадет на 5%. Но в компании уверены, что наша страна сможет преодолеть нынешний спад, и продажи машин будут расти в среднем на 6% в год до 2020 года. И в итоге Россия станет крупнейшим рынком в Европе и пятым в мире (к 2020 году).
Ford от своих заявленных инвестиций не отказывается, так как видит большой нераскрытый потенциал в нашей стране. «Автомобилем владеют примерно вполовину меньше людей, чем в Испании, доходы достаточно высокие, а налоги низкие по сравнению с другими странами. И семьи примерно на 10 лет моложе, чем семьи, которые покупают машины в Европе», — рассказывает Каннис.
В скором росте рынка уверен и глава Renault-Nissan Карлос Гон. «Может наблюдаться квартальное или даже годовое падение продаж, но в целом у меня нет сомнений, что тенденция пойдет на спад», — считает Гон.
Ожидается, что падение замедлится уже в этом году из-за программы льготного автокредитования, запущенной правительством с августа текущего года. От нее больше всего выиграет альянс «АвтоВАЗ- Renault-Nissan», учитывая стоимость его машин. С оптимизмом смотрит на программу и Ford, полагая, что россияне должны переключиться на сегмент кроссоверов, возглавляемый сейчас Renault Duster.
Автокомпании быстро расширяют производственные мощности в России, стараясь успеть до отмены режима промсборки и возврата пошлин на автокомпоненты в полном объеме. Например, Renault-Nissan вкладывает 750 млн долларов в «АвтоВАЗ», в результате чего объемы производства альянса должны вырасти до 1 млн машин в год.
«Трудно предсказать, как Россия справится с дальнейшими крупными инвестициями в производство автомобилей в дополнение к тем, что уже были анонсированы», — заявил аналитик PwC Майкл Гартсайд. Единственным путем освоить их и новые выпущенные автомобили, по его словам, является расширение экспорта. Однако если не считать поставок в страны СНГ, то выбор у нашей страны небольшой. «Никто особо не думает об экспорте в западную Европу», — говорит аналитик LMC Automotive, специализирующийся на центральной и восточной Европе, Кэрол Томас.
Мировые компании пытаются справиться с явлением, которое в Boston Consulting называют «русским эндемическим непостоянством», путем организации контрактной сборки. Например, ГАЗ выпускает машины для Mercedes-Benz, VW, Skoda и Chevrolet.
Как отмечает один из аналитиков Boston Consulting, продажи машин в России пойдут вверх, если правительство создаст стабильную базу и «если индустрия будет доведена до профессионального уровня по всей цепочке, от разработки автомобилей до производства компонентов, сборки самих машин и их продажи».