Прошедший май оставил впечатление затишья на авторынке, новинок было не так много, да и скидки стали редкостью.
В принципе, май на российском автомобильном рынке редко запоминается. Все цены уже давно повышены, армия сотрудников представительств иностранных производителей берет отгулы и отпуска, а оставшиеся на местах подбивают зимние отчеты и планируют работу на лето. Оно будет, как всем уже заранее известно, «жарким» или «горячим» — скоро эти два слова появятся на подготовленных за май рекламных щитах. Существительные будут меняться: «цены», «скидки», «предложения». Судя по всему, распродажи организуют многие иностранные компании, но участвовать в них будут лишь некоторые модели. Однако в этом году в упорядоченную жизнь продавцов (которые, кстати, получили за прошедшие пять месяцев рекордную прибыль) опять вмешивается политика. Последние полгода экономика страны была «заморожена» перед выборами, правительство изо всех сил сдерживало инфляцию и контролировало курс рубля. После инаугурации президента власти отпустили «деревянный», и он начал падать, подталкиваемый дешевеющей на мировом рынке нефтью. Опять кризис?
Даже маститые экономисты не рискуют в эти дни делать прогнозы. «Что-то» будет, но что именно — никто не знает. Смуту внес очередной отчет Всероссийского Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который заявил о снижении покупательской способности наших сограждан. Статистики опросили жителей разных регионов России и выяснили, что в среднем люди не хотят приобретать автомобиль дороже 12 922 долларов США. По сравнению с прошлым годом, эта цифра уменьшилась на 3,3%. Нынешний показатель ближе всего к уровню кризисного, 2009 года. Причины пока что не очевидны, а вот одно из возможных следствий — рост рынка подержанных автомобилей.
Платить народ может все меньше, а цены на новые автомобили растут, причем прежде всего это касается так называемых «бюджетных» машин и «демократичных» марок. Например, в мае прайс-листы переписали компании Hyundai, Mazda, Ford. У корейцев еще есть какие-то оправдания: вот, подорожало купе Genesis, но ведь речь о рестайлинговой модели, у нее переделан кузов, модифицирован двигатель. Раньше за машину просили 1 279 900 рублей, а теперь уже — 1 599 000 рублей. Такая же история и с седаном Elantra, ему добавили шумоизоляцию капота и некоторые другие опции, в результате базовая версия подорожала с 694 900 до 699 000 рублей. А вот причины роста цены на кроссовер ix55 непонятны: было 1 829 900 рублей, стало — 1 864 900.
Компания Mazda весной ограничилась сменой только одного ценника — на новый кроссовер CX-5. Модель выводили на наш рынок по цене от 911 000 рублей, но японцев не хватило надолго, заявленную несколько месяцев назад сумму уже изменили на 929 000 рублей.
У марки Ford обновлений чуть больше — подросла стоимость хэтчбека Fiesta, вместо 570 000 рублей за базовую модификацию просят 590 000. Переписали и прайс-лист нового внедорожника Explorer, продажи машины стартовали с отметки 1 859 000 рублей, но нынешняя цена уже гораздо выше — 2 057 000 рублей.
Концерн General Motors и две его основные марки, представленные в России — Opel и Chevrolet, продолжают развлекаться жонглированием специальными акциями. Еще зимой оба бренда опубликовали прайс-листы с довольно высокими ценами, но каждый месяц они объявляют специальные акции и дают скидки. Правда, первоначальная стоимость все равно выше, чем прошлогодняя, да и скидки все уменьшаются. Например, в апреле Opel Astra Family можно было купить за 554 650 рублей, а сейчас эта модель стоит 569 650. Формально все скидки продлятся еще месяц, а затем машины будут продавать по более высоким ценам.
Выборочно растут цены и у марки Renault. Французский бренд в мае представил в нашей стране две новинки — это рестайлинговое купе Megane с дневными ходовыми огнями и немного иным передним бампером, за которое теперь придется выложить 725 000 рублей. Второй дебютант — специальная версия седана Fluence с обозначением Limited Edition, за которую просят 657 600 рублей, тогда как стоимость базовой модификации выросла до 599 600 рублей.
Премиум-бренды тоже переписывают прайс-листы, оправдываясь небольшим рестайлингом. Так, в мае на нашем рынке появился внедорожник Range Rover Sport 2013 модельного года, который ничем не отличается от предшественника. Вся его «новизна» сводится к тому, что в перечне дополнительного оборудования добавилось несколько строк. Пять слегка измененных оттенков краски для кузова, другие легкосплавные диски да возможность заказать красные тормозные суппорты Brembo — и вот рестайлинговый автомобиль стоит 3 064 000 рублей.
В мае на нашем рынке появилась, пожалуй, лишь одна по-настоящему значимая для массового покупателя новинка — это заднеприводное купе Toyota GT-86. Июнь в этом смысле обещает быть интереснее. В бюджетном сегменте покупателям предложат украинскую версию седана и хэтчбека Chevrolet Aveo прошлого поколения с шильдиком ZAZ Vida. Марка Hyundai продолжит завоевание российской молодежи, представив оригинальное четырехдверное купе Veloster. Toyota привезла в Россию более доступную версию Camry с двухлитровым двигателем. К июлю у дилеров BMW должен появиться универсал 3 Серии.
В этой бочке меда для любителей побродить по автосалонам, естественно, есть и ложка дегтя. Июнь-июль — это традиционное время так называемого «планового повышения цен». Точной информации пока что нет, но в этот период обычно переписывает прайс-лист концерн Volkswagen, рост цен бывает как у одноименной марки, так и у подразделения Skoda. Судя по всему, подзаработать захочет и АвтоВАЗ, который все грозится начать выпуск седана Granta в богатых комплектациях. Не исключено, что изменятся цены и на бестселлеры, вроде Hyundai Solaris, Kia Rio и Ford Focus.
Главный риск для тех, кто планирует в ближайшее время покупать автомобиль, — валютные кредиты. Положение рубля сейчас непредсказуемо и долг в долларах или евро может со временем стать серьезной проблемой. В остальном в ближайшие два-три месяца серьезных потрясений на рынке все-таки быть не должно. Теоретически летом у покупателей появляются шансы приобрести автомобиль с хорошей скидкой, поэтому, прежде чем принять решение, стоит внимательно изучить предложения продавцов: цены могут быть разными у разных дилеров, если они начнут избавляться от машин, уже выкупленных у производителя, но все еще занимающих места на складах.